Кинель-черкасский

Музей

Право гов ру 

 

История Кротовки

История Кротовки резко делится на два этапа:

«дореволюционный» - с момента возникновения и до 1917 года и «послереволюционный» - с 1917 года и до сегодняшнего времени.

О первом отрезке дореволюционного периода Кротовки материалов очень мало, да и те разбросаны по краеведческим и архивным источникам, находящимся в городах Самаре и Оренбурге.

СПРАВКА ИЗ АРХИВА

Возникновение нашего села относится к далеким и тяжёлым временам XVIII столетия, когда в России правила императрица Екатерина II. Ещё раньше - в 1731 году - для защиты от калмыков и башкир, а также оттеснения их в глубь степей, царское правительство начало строительство крепостей в Заволжье, переселяя в них крестьян и казаков из центральных губернии России. В 1736 году началось строительство Самарской линии: Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Елшанская и др. Слободы и крепости заселялись отставными солдатами, инвалидами, служилыми казаками, переселёнными с Украины и из центральных районов России. В 1744 году была построена Кинель - Черкасская слобода.  Во второй половине XVIII века положение крестьян стало ещё более тяжёлым. В 1765 году Екатерина II издала чудовищный указ, по которому помещик без всякого суда и следствия ссылал крестьян на каторгу, а всякий жалобщик рассматривался как бунтовщик и подлежал наказанию кнутом и ссылке на каторгу. Это вызвало бегство крестьян из центральных губерний Заволжья. Зато по иному императрица относилась к дворянству, офицерам, своим фаворитам. Громадные площади земли отдала она гвардейским офицерам, помогавшим ей захватить власть. В Самарском крае свыше 100 тысяч десятин пашни, лугов и леса между реками Соком и Кондурчей, царица пожаловала фавориту Зубову. По рекам Кутулуку, Боровке, Соку и Кинелю обширные, земельные владения и государственных крестьян получили дворяне-офицеры: Державин, Пустовалов, Воронцов, Чуфаров, Муханов, Кураедов и другие. Так как населения в этих местах было сравнительно мало, то помещики переводили сюда своих крепостных крестьян, находившихся в центральных районах страны. Так образовались деревни и села: Пустовалово, Чуфаровка, Державино, Воронцовка, Мухановка, Божедоровка, Кротовка и др.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КРОТОВЧАН

По рассказам местных жителей Кротовка передавалась по наследству, и ее последними хозяевами были старый и молодой (так их называли в народе) господа Булыгины.

Богатое и красивое имение Булыгиных располагалось на живописном берегу реки Кутулук. Золотистая поверхность реки извивалась среди густого леса, росшего по левую сторону реки. Глубокий овраг с юга и востока (где сейчас улицы Первомайская, Специалистов и Чапаевская) также был зарощен лесом и кустарником. Через него от главного хода Булыгинского дома шла дорога. Через овраг был сделан мост, и вела она на восток в сторону обширных полей Булыгиных, в сторону села Тимашево, Сарбай, куда выезжали господа в гости к своим соседям.Богато жили господа Булыгины. Одних выездных лошадей они имели 14-15 голов. Вольнонаемные черкесы несли сторожевую и кучерскую службу у господ. Да и как не жить богато! Ведь рядом (где сейчас улицы Кротовская и Ленинская) ютились жалкие избушки крестьян, арендовавших на кабальных условиях землю Булыгиных. И только дом попа Ивана Горностаева, грубияна и хапуги, возвышался над ними. Там, где сейчас находится ветлечебница, располагалось фамильное кладбище Булыгиных, а далее - красивое и живописное Барское озеро, где господа катались на лодках. Потом и кровью, непомерно-тяжелым трудом сотен крестьян создавались богатства и роскошь этих господ.

СТАНЦИЯ КРОТОВКА ДО 1917 ГОДА

Очень маленькой была до революции железнодорожная станция Кротовка. Всего три коротких улицы примыкали к железнодорожным постройкам (настоящие - Школьная, Пионерская, Советская). Рядом с жалкими избушками рабочих железнодорожников, сурово смотрели на прохожих каменные особняки и лавки купцов и жандармов. На месте, где сейчас больница (стационар) располагались дом и лавка жестокой купчихи Банакиричихи, а рядом - ее соперник - жандарм Канаев с бакалейным магазином. Тут же прилепилась чайная и питейное заведение купца Шутенкова. Рядом красивый дом жандарма Безгина и его же лавка. Обширные постройки Безгина выходили на Пионерскую улицу (где сейчас находится милиция). Там за высокую плату Безгин держал квартирантов. На этой же улице жил жандарм Гусев, лавочник и обдира, которого убили разгневанные рабочие в 1918 году. Но особенно жестоким был жандарм Зайченко (проживал рядом с почтой). Много страданий принес он народу.

Шумной была станция Кротовка. Ведь отсюда отправлялись господа на Серные Воды лечиться и проматывать деньги. Много железнодорожных рабочих, служащих обслуживали праздную горстку господ. Жалкой и мизерной была зарплата рабочих железнодорожников. Вот и не вылезали они из долгов в купеческих лавках, где брали гнилые продукты по заборным карточкам вперед на месяц. Вот и богатели на крови и поте купцы Шутенковы, Безгины, Банакиричихи, Зайченко, Бойко, Гусевы и другие. Всех их смела революция.

УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КРОТОВКЕ

Революционные события в стране широкой волной докатились и до маленькой узловой станции Кротовка и ее окрестных селений. Власть в городе Самаре перешла к Советам. В Кротовке был избран путейный Реввоенсовет, взявший в свои руки всю полноту власти. Председателем Реввоенсовета был избран товарищ Тырсин Иван Никитович. Партийную ячейку возглавляли товарищи Филатов и Васильев. Видным партийным руководителем также был и товарищ Антипов Михаил Федорович. Филатов и Васильев организовали боевую дружину и деятельно занимались подготовкой дружинников.

Летом 1918 года в Поволжье начался мятеж Чехословацкого корпуса. С помощью мятежников белогвардейцы захватили власть в Самаре. Мятежные отряды и полки рассыпались по всему Поволжью. Прибыли чешские отряды и на станцию Кротовка.

Железнодорожный мост через Кутулук был взорван, а Тимашевский - деревянный - сожжен отступившими временно отрядами Красной Гвардии. Наладить их за время своего короткого пребывания в Кротовке белочехи полностью не сумели. Свой штаб и основные силы они держали за железнодорожным мостом. Много бесчинств творили мятежники, преследовали активистов, оскорбляли женщин. Мужественно сопротивлялись рабочие

железнодорожники: обрывали телеграфные провода, портили оборудование. Но были и такие, которые готовы были встретить врагов хлебом-солью. Например, главный кондуктор, предатель Амелин выдавал врагам имена коммунистов, помогал притеснять и обирать население. Местный торговец предатель Иванов передал врагам список, в котором значились 24 фамилии коммунистов и активистов узла. Их чехи решили расстрелять. Первой в этом списке была фамилия помощника начальника станции Антипова Михаила Федоровича. Каратели схватили Антипова и повели на 5-й путь, где проводились расстрелы. И только, благодаря активному вмешательству железно-дорожников спасти жизнь Антипову.

Красная Гвардия уже была на подступах к Самаре. Чувствуя свою близкую гибель, враг жестоко огрызался и заметал кровавые следы. Белогвардейский террор в Поволжье не имел пределов. В городах Самаре, Сызрани, Чапаевске забирали, пытали и убивали лучших людей за дело революции. В поезда смерти грузили тысячи арестованных коммунистов и передовых рабочих, стремясь отправить их в Сибирь, где свирепствовал Колчак. Чтобы отчасти замести свои кровавые преступления, белогвардейцы снимали с поездов наиболее "опасных" из них и расстреливали на различных станциях и полустанках или просто рубили и увечили в вагонах, а затем выбрасывали по дороге. Видели эти поезда и кротовские железнодорожники. Однажды, рано утром, группа рабочих увидела на последнем пути отцепленный вагон и вокруг яркие следы застывшей крови. Вагон вскрыли и увидели изрубленные и изуродованные тела. Но еще более жуткую картину увидели кротовчане через несколько дней. На станции ночью был остановлен состав с арестованными иващенскими рабочими. Часть арестованных была снята, отведена в пакгауз, остальных повезли дальше. Рано утром 18 арестованных рабочих были выведены за последний путь. Враги не расстреливали их. Шашками и прикладами они рубили и уродовали арестованных и, прикончив их, преступники скрылись. Днем рабочие-железнодорожники увидели за линией ужасную картину. Раним утром прямыми свидетелями были рабочие, дежурившие на станции в эту страшную ночь. Рабочие не страшась чехов решили похоронить убитых. Нужно было собрать останки товарищей. Подбирали трупы, заворачивали и прятали их, собирали отрубленные части тел, затем вырыли общую могилу и похоронили их. Когда белочехи под натиском Красной Армии отступили, рабочие депо сделали 18 гробов, вскрыли могилу, чтобы достойно похоронить героев. Сейчас на месте трагедии установлен обелиск. О страшных событиях 1918 года свидетельствуют документы:

22 июля 1918 года ст. Кротовка "Чехами расстреляны комиссар и красноармеец, арестованные в поезде на Самару. На днях расстреляны еще один комиссар, вызывающе державший себя на допросах и пытавшийся бежать и два красноармейца - мадьяр и немец (В3, 62)".

10 октября, четверг, ст. Кротовка. Гражданская война. I. "Чехами расстреляно 18 арестованных иващенских рабочих из поезда" (СРК, 119).

20 октября, воскресенье, ст. Кротовка. Гражданская война. II. "Вдоль линии валяются 306 изрубленных трупов арестованных,вывезенных белогвардейцами из Самарской тюрьмы и убитых ими близ Кротовки (СРК, 106).

16 ноября, суббота, ст. Кротовка. Гражданская война. III. "На станции и в окрестностях ее до 300 могил, убитых чехами.При входе чехов на станцию был расстрелян мадьяр и коммиссар с. Богдановки" (СРК, 126).

ЯКОВ АНДРЕЕВИЧ КОНЫЧЕВ

Недалеко от вокзала станции Кротовка, за железнодорожными путями стоит красивый памятник героям революции. Венки, букеты цветов, красивая ограда, свидетельствует о бережном и заботливом отношении кротовчан к памяти похороненных здесь товарищей, зверски расстрелянных белогвардейцами. Этот памятник воздвигли трудящиеся станции Кротовка Якову Андреевичу Конычеву и двум его безвестным товарищам, проливших свою кровь за дело революции.

Яков Андреевич Конычев был сыном крестьянина-бедняка из села Богдановка. Рано познал он нужду и тяжелый труд. С 1915 по 1917 годы работал на железнодорожном узле станции Кротовка, близко сошелся с передовыми рабочими-большевиками. С приходом советской власти вернулся в родное село Богдановку и стал организатором дружин, позднее влившихся в отряды Красной Гвардии. Был также активным руководителем волисполкома, чем вызвал жгучую ненависть к себе богдановского кулачества. Когда начался мятеж белочехов, кулаки выдали Конычева врагам. С отрядом Красной Гвардии он уйти не успел, задержался в волисполкоме и был схвачен на крыльце с двумя товарищами красногвардейцами, имена которых установить не удалось. Конычев и его товарищи были перевезены на станцию Кротовка и закрыты в пакгаузе. Рано утром белочехи вывели их за пути, и в низине недалеко от того места, где сейчас установлен им памятник, зверски расстреляли героев. О зверской расправе над Конычевым рассказывают очевидцы этого злодеяния старые железнодорожники. "Рано утром их вывели и мимо вокзала отвели в низину за путями. Их было трое. Одному из красноармейцев едва ли исполнилось восемнадцать лет, второй выглядел немного старше. Третий был мужчина лет 35-40, одетый в синюю рубашку. Это был Конычев Я.А.. Враги заставили товарищей копать могилу. Копал почти один Яков Андреевич. Он держался очень стойко. Когда была вырыта яма, всех их столкнули в нее. Самый молодой красногвардеец держался за Якова Андреевича, который стремился загородить его своим телом. Он прямо смотрел в лицо врагам. Маленький, щупленький белочех поднял дрожащую руку с наганом и выстрелил в голову товарищу Конычеву. Яков Андреевич упал. Бандит стрелял в красногвардейцев. Затем, наскоро забросав могилу, белобандиты поспешили в сторону моста в свой штаб, боясь своих кровавых злодеяний, за которые вскоре им пришлось расплачиваться. Но сила народная - великая сила и она победила.

ПОСЛЕВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КРОТОВКЕ

Отгремели залпы орудий. По-новому потекла и забурлила жизнь в Кротовке.

На территории имения Булыгиных в 1918 году была открыта семилетняя школа и создана контора лесопитомника.

В 1928 году после раскулачивания и высылки сельских богатеев крестьяне объединились в сельхозартель.

Много замечательных активистов боролись за становление новой жизни в Кротовке: Леонтьев Егор Иванович - один из первых организаторов совета и колхоза, Кочетков Григорий Иванович - депутат поселкового, а затем районого совета, Кочетков Петр Иванович - участник партизанской борьбы в период нашествия белочехов.

На фотографии вы видите комсомольцев села Кротовки. Очень интересна была у них полувоенная форма: защитного цвета гимнастерка, брюки или юбка, через плечо портупея, комсомольский значок. Комсомольцы 20-х годов отличались от остальной молодежи и формой одежды, и своей кипучей, трудовой и творческой деятельностью. Это им простым и замечательным людям и их товарищам пришлось принять на себя и преодолеть разруху и голод. И никогда кротовчане не забудут тех, кто жизнь свою отдал за народное счастье. Имя Якова Андреевича Конычева кротовчане передают из поколения в поколение. Его именем названа одна из улиц нашего села. Большую работу вел в Кротовке комитет комсомола.

В 1927 году силами коммунистов и комсомольцев был выстроен железнодорожный клуб "Имени 10 лет Октября.

Комсомольцы сфотографировались на сцене клуба. На заднем плане комсомольское знамя с девизом:” На смену старшим, в борьбе уставшим, молодая рать идёт!

Нелегко было молодым комсомольцам, особенно девчатам в те годы надеть спортивную форму. Но они не пугались и занимались спортом. На фотографии, сделанной 71 год тому назад, вы видите комсомольцев, исполняющих художественную гимнастику.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КРОТОВКЕ

Первая школа в Кротовке была открыта в 1907 году. Было в ней учащихся около 40 человек. Первыми учителями этой маленькой школы были Лаврова М.Н. и Канаева М.М. В 1917 году имение Булыгиных советская власть передала трудящимся, и в ней была открыта первая семилетняя школа. Работали в этой школе учителя Романова Нина Павловна, Козлова Александра Тимофеевна, Кипарисов Алексей Николаевич. Романова Н.П. и Козлова А.Т. были награждены высокой правительственной наградой - орденом Ленина.

С первых дней своего существования, школа стала центром культурно-просветительной работы не только Кротовки, но и многих окружающих ее сел. Сюда шли учиться учащиеся из сел: Муханова, Пустовалова, Аверьяновки, Черновки, Тростянки, Георгиевки. При школе был создан интернат и отведен участок площадью в 22 га, на котором силами учителей, учащихся и активистов села выращивали все необходимое для школы. С 1936 года эта школа стала 10-ти летней. С каждым годом увеличивался контингент учащихся за счет растущего населения Кротовки и за счет соседних сел. Несколько позже средняя школа была передана в ведение Управления железнодорожных школ, а в старом помещении (дом Булыгиных) была открыта санаторно-лесная школа.

В 1952 году была построена районная средняя школа, т.к. количество обучающихся в средней железнодорожной школе превышала полторы тысячи человек. Открытие новой средней школы было хорошим подарком рабочих- нефтяников кротовской детворе. Одновременно с этим росла и вечерняя школа рабочей молодежи, была открыта очно-заочная школа. О большой воспитательной работе школ и учителей свидетельствует такой факт: выпускники 1941 года в количестве 29 человек сразу же после выпускного вечера ушли на фронт. Одним из ярких показателей развития культуры села является развитие медицинского обслуживания населения. До революции не было лечебных заведений в Кротовке. В 30-х годах был открыт фельдшерский пункт, на котором работал фельдшер Баринов Петр Яковлевич.

В 1941 году в Кротовку приехал врач, при нем работали две медсестры. А в 1950 году врачей стало 4 и 13 работников среднего медицинского состава. В 1953 году было открыто 3 кабинета, а в 1963 году кротовчане получили новое здание поликлиники, где ведется прием больных врачами всех специальностей и по настоящее время. В 1961 году включилась в работу скорая помощь. Она ежегодно обслуживает около 3 тысячи выездов больных на дому. В 1966 году был открыт пункт по переливанию крови. С 1956 года в районе ликвидирована малярия, не регистрируются случаи дифтерии, сибирской язвы. Славный боевой и трудовой путь прошли работники Кротовской сельской больницы. Большим авторитетом и уважением пользовались они у кротовчан: Полина Евгения Матвеевна - капитан мед.службы, врач-терапевт, Моисеева А.В. - лейтенант мед.службы - старшая медсестра, Сотников Н.В., Бурханов Х.И. и многие другие члены коллектива доблестно сражались за Родину, а в мирное время скромно и просто выполняли свой доблестный труд.

КРОТОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ

Станция Кротовка была построена 1873 году. В это время строился участок железной дороги Самара - Уфа. Никаких механизмов в то время не было. Строили с помощью лопат, кирки, конных подвод. На станции было уложено четыре коротких станционных пути, предназначенных для скрещения и обгона поездов старших очередей. Рельсы были уложены в путь легкого типа. На перегонах было уложено еще одно полотно, и поэтому движение поездов было однопутное, по телеграфному способу сношений связи (телефонограмм). Поезда были в длину всего 15-20 вагонов. Паровозы ходили маломощные серии "ОВ". Вагоны малогрузные от 12,5 до 16,5 тонн подъемной силы, а пассажирские вагоны были 2-х-осные 4-го класса.

В 1896 году от станции Кротовка до станции Сургут была построена узкоколейная железная дорога, протяженностью в 86 км. В 1922 году она была перестроена. В связи с постройкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Все это именовалось "Сергиевским парком". Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция Кротовка стала именоваться "Узловой". По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например, пассажирский поезд состоял всего из трех классных спецвагонов. Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим значительно была облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции Сургут. В 1930 году было построено второе полотно главной железнодорожной магистрали на участке Самара-Уфа. Изменилась и станция Кротовка: были добавлены еще два пути, удлинили ранее существовавшие. С 1935 года работа станции переживает коренной перелом в сторону технического перевооружения. Возросла погрузка, длина поездов, вес их и скорость. Телеграфный способ движения поездов по главной линии был заменен автоблокировкой. Очень напряженно работала станция Кротовка в годы Великой Отечественной войны. 90% рабочих станции были женщины, заменявшие ушедших на фронт мужчин. Грузы перевозились преимущественно для обеспечения фронта и укрепления тыла под лозунгом:"Все для фронта! Все для победы!”. Станция работала бесперебойно, справлялась с планами и заданиями.

Кончилась война, советский народ упорным трудом восстанавливает свое народное хозяйство. В 1947 году с мая месяца станция стала наливать нефть с построенной временной эстакады из 6-ти гусаков. Состав наливался в 5-6 раз с перестановками (подача и уборка цистерны), с накоплением до состава на путях станции. В 1949 году построили капитальную эстакаду, увеличили ее до 36 гусаков. Состав стали наливать в полтора приема. Наконец, в 1961 году построили по последнему слову науки и техники новую наливную эстакаду на 66 гусаков. Состав наливается сразу одновременно, в течение одного часа 20 минут, т.е. по 1,8 мин. каждую цистерну. В 1958 году станция Кротовка получила электрификацию, на путях пошли электровозы, а на маневрах - тепловозы. В связи с наливом станция Кротовка была переведена из II класса в I класс и стала называться наливной, решающей на дороге станцией.

ВНЕШНИЙ ВИД И БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛА КРОТОВКА

В 1953 году в Кротовке было начато строительство водопровода. Первая нитка прошла по Садовой улице, затем по Школьной, Пролетарской, Заводской, Колхозной и другим улицам. Все школы и детские учреждения были обеспечены водопроводом. Для удобства граждан, особенно школьной детворы, центральные улицы в 1960 - 1961 году были асфальтированы. Но особенно довольны были кротовчане, когда в 1957 году началась газификация села. Первая нитка газопровода прошла по Банковской улице, затем Пионерской, Садовой и составила всего Молокозавод (1961 г.)

15 километров. Значительно увеличился и жилой фонд коммунального пользования. Трудящиеся Кротовки получили новые торговые точки: в 1973 году было построено здание универмага. Непохожи они на лавки купчихи Банакиричихи. В 1959 - 1961 гг. были отстроены новые хорошо оборудованные здания молокозавода и птицецеха, поликлиника, стационар, жилые дома для рабочих и служащих. Так же

Кротовская средняя школа (1961 г.)

построен 8-ми квартирный дом для учителей, построена столовая. В честь 50-ти-летия Советской власти, на привокзальной площади поставлен памятник павшим борцам за власть Советов.

 
 

12 сентября 2013 г.

Вернуться

Посещаемость сайта поселения   

05.04.2021 последнее обновление информации