Кинель-черкасский

Музей

Официальный интернет-портал правовой информации 

 

О прогнозе социально-экономического
развития муниципального района
Кинель-Черкасский Самарской области
на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

О прогнозе социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (*.docx, 72 Кб)

 

Российская Федерация

Самарская область, Кинель-Черкасский район

СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

РЕШЕНИЕ

 

от 12 декабря 2018 года

                                     № 40-9

 

 

 

О прогнозе социально-экономического

развития муниципального района

Кинель-Черкасский Самарской области

на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

 

 

 

Рассмотрев представленный Главой Кинель-Черкасского района прогноз социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, Собрание представителей Кинель-Черкасского района

 

РЕШИЛО:

 

  1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
  2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 

 

Председатель

Собрания представителей

Кинель-Черкасского района

 

 

 

          Н.Г. Нугманов

 

 

Приложение к решению

Собрания представителей

Кинель-Черкасского района

от 12 декабря 2018 № 40 - 9

 

Прогноз социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

 

Прогноз социально-экономического развития Кинель-Черкасского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее – прогноз) определяет основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Кинель-Черкасского района в среднесрочной перспективе.

Прогноз разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2021 года, уточненных применительно к Кинель-Черкасскому району, с учетом комплексного анализа социально-экономического развития района за январь – сентябрь 2018 года и ожидаемых результатов за 2018 год, оценки негативного влияния макроэкономических и геополитических факторов на экономику района, предложений органов исполнительной власти Самарской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию курируемых направлений, а также намерений крупных организаций района по своему развитию.

Прогноз учитывает реализацию национальных целей и стратегических задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018, Программы действий Правительства Самарской области на 2018 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Послания временно исполняющего обязанности Губернатора Самарской области от 10 апреля 2018 года, Стратегии социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на период до 2025 года, а также отраслевых программ и дорожных карт.

Показатели прогноза сбалансированы между собой и отражают комплексное социально-экономическое развитие Кинель-Черкасского района на 2019 – 2021 годы.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на вариантной основе и предполагают три варианта развития – базовый, консервативный и целевой.

Отличия по вариантам объясняются:

- различной степенью влияния внешнеэкономических факторов (цена на нефть, курс национальной валюты) на хозяйственную деятельность и поведение субъектов экономики Кинель-Черкасского района;

- различной степенью учета общероссийских параметров (динамика экономического роста, инфляция, индексы-дефляторы развития отдельных отраслей и сфер деятельности и др.) при прогнозировании социально-экономической ситуации в районе;

- различной динамикой развития базовых отраслей и сфер экономики района;

- эффективностью проводимой федеральной внешнеэкономической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики;

- различной степенью интенсивности реализации мер, принимаемых органами местного самоуправления по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в районе.

Базовый вариант сценарных условий предлагается в качестве основного для разработки параметров районного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Все варианты базируются на единых целях и приоритетах государственной социально-экономической политики, но предполагается, что наиболее высокая степень достижения поставленных задач ожидается по целевому варианту развития.

На динамику развития Кинель-Черкасского района в среднесрочной перспективе будут оказывать влияние не только внешние, но и внутренние факторы: демографические процессы, состояние рынка труда и уровень занятости, уровень и качество жизни населения, инвестиционный климат и эффективность привлечения инвестиционных ресурсов, предпринимательская деятельность и поддержка конкурентной среды, развитие производственной и транспортной инфраструктуры, состояние основных фондов и др.

Динамика инфляции в 2019 – 2021 годах закладывается на уровне прогнозных значений Российской Федерации. На протяжении прогнозного периода темпы инфляции будут ежегодно сохраняться на уровне 104% по всем вариантам развития.

Прогноз изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию, газ, на услуги коммунального комплекса на 2019 – 2020 годы представлен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Согласно требованиям действующего законодательства электрическая энергия (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) с 01.01.2011 поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. В составе конечной нерегулируемой цены для «прочего» потребителя стоимость производства энергии и мощности является величиной переменной, зависящей от того как складывается ситуация на рынке электрической энергии (мощности), как соотносятся спрос и предложение. При этом рыночная цена электроэнергии рассчитывается и контролируется АО «Администратор торговой системы».

Рост нерегулируемых цен на электрическую энергию на оптовом рынке в среднем за 2019 год составит 106,9% к уровню предыдущего года, за 2020 год – 104%.

Индексация регулируемых тарифов сетевых организаций для всех категорий потребителей, исключая население, с 1 июля 2019 года составит 3%, с 1 июля 2020 года – 3%.

Дополнительный рост на регулируемые тарифы сетевых организаций может оказать инвестиционная составляющая.

Индексация тарифов на электрическую энергию для населения с 1 июля 2019 года составит 5%, с 1 июля 2020 года – 5%.

Регулируемые тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, устанавливаются в рамках предельных уровней, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.

Рост тарифов на тепловую энергию по регулируемым периодам составит: с 1 июля 2019 года – 4%, с 1 июля 2020 года – 4%.

Дополнительными факторами сверхпрогнозного роста могут послужить такие факторы, как сокращение полезного отпуска тепловой энергии, необходимость учета инвестиционных программ теплоснабжающих организаций, а также пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг.

Рост розничных цен на природный газ для населения составит:

с 1 июля 2019 года – 3,1%, с 1 июля 2020 года – 3%.

Рост розничных цен на природный газ для всех категорий потребителей, исключая население составит: с 1 июля 2019 года – 3,1%, с 1 июля 2020 года – 3%.

Однако, учитывая сверхпрогнозные изменения долгосрочных тарифов на транспортировку газа, а также сохранение убыточности реализации природного газа населению, рост цен по отдельным направлениям его потребления может превышать указанные значения.

Рост тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым периодам составит: с 1 июля 2019 года – 4%, с 1 июля 2020 года – 4%.

Дополнительными факторами сверхпрогнозного роста могут послужить такие факторы, как сокращение полезного отпуска, необходимость учета инвестиционных программ, а также пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг.

Рост тарифов в целом на коммунальные услуги составит: с 1 июля 2019 года – 4%, с 1 июля 2020 года – 4%.

По Самарской области с учетом регионального коэффициента в размере 0,8% (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2014 № 718-р) рост тарифов на коммунальные услуги составит: с 1 июля 2019 года – 4,8%, с 1 июля 2020 года – 4,8%.

Предполагается, что рост тарифов в 2021 году не превысит рост тарифов в 2020 году.

Основными приоритетами социально-экономической политики района в среднесрочной перспективе являются:

- повышение уровня благосостояния населения;

- развитие системы социальной помощи на принципах справедливости и адресности, обеспечение защиты интересов населения;

- повышение доступности и качества предоставления услуг в социальной сфере, развитие материально-технической базы организаций социальных отраслей;

- обеспечение экологической стабильности, повышение благоустройства территорий, создание комфортных условий для жизни населения;

- обеспечение ускоренного и устойчивого экономического роста в районе на основе повышения эффективности использования экономического потенциала и реализации экономических инструментов по стимулированию внутреннего спроса, повышения конкурентоспособности продукции;

- модернизация экономики, повышение производительности труда;

- развитие импортозамещения;

- стимулирование инвестиционной активности за счет снижения административных барьеров, повышения инвестиционной привлекательности района для потенциальных инвесторов, создания благоприятной бизнес-среды;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической и др.).

Основными ограничениями экономического роста в Кинель-Черкасском районе в 2019 – 2021 годах могут стать внешнеэкономические риски (снижение цены на нефть, ослабление курса национальной валюты), нехватка финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование, в том числе бюджетных, высокая степень износа основных фондов в районе, недостаточная инновационная активность, недостаточное состояние и уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры, зависимость районного бюджета от состояния крупных промышленных предприятий, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, структурные диспропорции профессионально-квалификационного состава работников и др. факторы.

 

Базовый вариант прогноза

Базовый сценарий предусматривает развитие экономики Кинель-Черкасского района в условиях умеренных темпов роста основных секторов экономики.  Основные направления развития промышленности на территории района определены Стратегией социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на период до 2025 года, утвержденной решением Собрания представителей Кинель-Черкасского района от 02.06.2016 №14-5, в рамках которой предусмотрено:

расширение производств и открытие сопутствующих производств на базе существующих предприятий;

повышение степени диверсификации экономики и ускорение экономического развития;

повышение производительности труда и снижение энергоемкости производства;

выпуск конкурентоспособной продукции на базе модернизации технологий существующих предприятий и организации новых видов производств;

развитие кооперационных связей;

освоение новых рынков сбыта;

развитие механизмов государственно-частного партнерства;

внедрение энергосберегающих экологически безвредных технологий.

В среднесрочной перспективе по базовому варианту с учетом предполагаемой стабилизации социально-экономической ситуации развитие промышленного производства района в первую очередь будет определяться позитивной динамикой развития обрабатывающих производств, реализацией имеющегося значительного потенциала в отрасли, восстановлением инвестиционной активности, повышением производительности труда.

В 2019 году индекс промышленного производства района ожидается на уровне 101,8%, в 2020 году – 101,7%, в 2021 году – 101,7%. В целом за период 2019 – 2021 годов объем промышленного производства Кинель-Черкасского района может увеличиться на 5,3%.

Базовый вариант развития сельского хозяйства в 2019 – 2021 годах предусматривает сохранение сложившихся тенденций в аграрном секторе района. Параметры прогноза развития сельского хозяйства сформированы с учетом действующих и планируемых мер государственной поддержки в рамках реализации федеральной государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, государственной программы Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014 – 2020 годы, муниципальной программы Кинель-Черкасского района Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы», «Стратегии социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на период до 2025 года», утвержденной Решением Собрания представителей Кинель-Черкасского района от 02.06.2016 № 14-5.

В среднесрочной перспективе влияние на развитие отрасли будут оказывать восстановительные процессы в экономике, которые приведут к росту инвестиционной активности и рентабельности предприятий, оживлению потребительского спроса.

Темпы роста производства продукции сельского хозяйства в 2019 году могут составить 101,6% к уровню предыдущего года, в 2020 году – 102,0%, в 2021 году – 102,3%. В целом за период 2018 – 2021 годов объем производства продукции сельского хозяйства может увеличиться на 6,8%.

Прогноз развития инвестиционной деятельности на период 2019-2021 годов на территории района основан на постепенном восстановлении роста экономики и стабилизации цены на нефть.

В прогнозном периоде планируется:

проведение конкурсной процедуры на право заключения концессионного соглашения по проекту реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения сельского поселения Кинель-Черкассы;

завершение реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса площадок откорма цыплят бройлера №3,4,5 и цеха по убою мощностью 13500 голов в час ООО «Тимашевская птицефабрика», стоимость проекта по оценке составит 5,0 млрд. рублей, будет дополнительно создано 220 рабочих мест;

завершение строительства комбикормового завода в с. Кабановка Кинель-Черкасского района, который будет производить комбикорма для птицы, свиней, крупного рогатого скота, премиксы, концентраты и витаминно-минеральные комплексы для комбикормов. Проектная мощность завода – 30 тонн гранулированного корма в час, 77 тыс.тонн единовременного хранения зерновых культур, будет создано 87 рабочих мест.

Значительную часть средств бюджетов всех уровней планируется направить на жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, жилищное строительство, дорожную сферу и в объекты социальной инфраструктуры – спортивной, учреждений культуры, образования и здравоохранение.

Планируется провести реконструкцию здания детского сада «Колосок» в с. Кинель-Черкассы на 120 мест; реконструкцию здания детского сада «Родничок» в с. Кротовка, с созданием дополнительных 40 мест; капитальный ремонт здания ГБОУ СОШ с. Александровка «ОЦ»; капитальный ремонт здания ГБОУ СОШ в с. Черновка; работы по установке модульных ФАПов по ул.Казакова в с. Кинель-Черкассы и п.Подгорный.

Согласно государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»в зоне жилой застройки в районе водозабора №2 с. Кинель-Черкассы запланировано строительство автомобильных дорог по ул.Фестивальная, ул.Лунная, ул. Д.С.Николаева, части ул.Чехова, ул.Королева, ул.Космонавтов, ул.Подгорная общей протяженностью 5700 м/п. Кроме того, запланировано строительство объектов бытовой канализации (1800 м/п), водопровода (800 м/п), сети наружного электроосвещения (5900 м/п); реконструкция канализационной насосной станции бытовых сточных вод №2 с увеличением ее производительности с 573 м3/сутки до 1300 м3/сутки; реконструкция существующего коллектора бытовой канализации от КНС №3 до КНС №2 протяженностью 1800 м/п. Полностью всеми инженерными сетями и автомобильными дорогами будут оснащены земельные участки в количестве 211 шт.

Намечено восстановление системы горячего водоснабжения МКД в п. Подгорный с объемом финансирования 76,0 млн.рублей. Готовится пакет документов по объектам обеспечения коммунальной инфраструктурой районов перспективной застройки в с. Кинель-Черкассы и с.Алтухово для включения в федеральную целевую программу «Чистая вода», реализация которой планируется с 2018 года.

В целях улучшения жилищных условий жителей Кинель-Черкасского района запланирован  ремонт МКД по ул. Хальзова №2 в с. Кинель-Черкассы, что позволит предоставить жилые помещения 50 семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также строительство новой котельной по ул. Хальзова с. Кинель-Черкассы.

В результате в прогнозном периоде на территории района по базовому варианту развития будут наблюдаться следующие темпы роста инвестиций: в 2019 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 103% к предыдущему году, общий объем инвестиций – 4072,9 млн.рублей, в 2020 году – 104,4% (4439,2 млн.рублей), в 2021 году – 105,8% (4894,0 млн.рублей).

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства сформирован с учетом реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2016 – 2021 годы», «Стратегии социально-экономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на период до 2025 года», утвержденной Решением Собрания представителей Кинель-Черкасского района от 02.06.2016 №14-5, что обеспечит создание новых субъектов малого бизнеса и поддержит развитие существующих. В среднесрочной перспективе оборот малых предприятий в 2021 году в действующих ценах увеличится по базовому варианту – на 24,8%. Увеличение оборота малых предприятий прогнозируется по всем видам экономической деятельности, обусловленное востребованностью рынка в производимой малыми предприятиями продукции.

Налоговая политика Кинель-Черкасского района ориентируется на реализацию изменений федерального налогового законодательства и нацелена на сохранение бюджетной устойчивости, увеличение налоговой базы, за счет обеспечения достоверности учета объектов недвижимости, взаимодействие с региональными органами власти в обеспечении эффективного администрирования налогов на территории Кинель-Черкасского района, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности при сохранении существующего уровня налоговой нагрузки на экономику, индивидуальное взаимодействие с налогоплательщиками.

При прогнозировании показателей расходной части сводного финансового баланса учитывалось повышение тарифов на коммунальные услуги, рост цен производителей и потребительских цен, индексация заработной платы работников бюджетной сферы.

В течение всего прогнозируемого периода структура расходных статей сводного финансового баланса существенно не изменится. Основная доля от общей суммы расходов сводного финансового баланса принадлежит расходам, осуществляемым за счет средств, остающихся в распоряжении организаций.

В 2019–2021 годах ожидается положительная динамика показателей уровня жизни населения. Учитывая темпы роста данного показателя в предыдущие годы, динамику основных макроэкономических показателей, в том числе рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, планируемого повышения заработной платы отдельным категориям бюджетных работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации в 2021 году по сравнению с 2017 годом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата может увеличиться по базовому варианту на 26,7%.

В 2019-2021 годы ожидаются умеренные темпы роста потребительского спроса на рынке товаров. По базовому варианту развития предполагается стабилизация экономики и восстановление потребительского спроса и одновременное сохранение склонности к сбережению, а также достаточно сдержанный рост доходов населения, сохранение инфляции на относительно низком уровне. Определяющее значение для потребителя будет иметь ассортимент и привлекательная цена.

В 2019 году оборот розничной торговли прогнозируется в объеме 2610,8 млн. рублей с индексом физического объема к предыдущему году 103,5%. За период 2018 – 2021 годов рост показателя может составить 116,5%.

В 2019 – 2021 годах уровень экологической безопасности будет зависеть от трендов развития экономики района (в первую очередь промышленного, агропромышленного и инфраструктурного комплексов), масштабов инвестирования в сферу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014-2020 годы в 2014 году разработана проектно-сметная документация строительства полигона размещения твердых бытовых отходов и части промышленных отходов вблизи районного центра Кинель-Черкассы, мощностью 20000 тыс. тонн в год. Проведены общественные слушания намечаемой хозяйственной деятельности по проектированию и строительству полигона размещения твердых бытовых и части промышленных отходов вблизи р.ц. Кинель-Черкассы, а также проведены инженерно-геологические изыскания. Получено экспертное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. На данный момент подготовлена необходимая документация для получения положительного заключения государственной экспертизы проекта. В прогнозном периоде работы по строительству полигона будут продолжены. 

В рамках мероприятий подпрограммы «Развитие систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения Самарской области» на 2014-2020 годы государственной программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014-2020 годы на период 2019 -2021 годов запланирована реконструкция канализационных насосных станций и напорного коллектора в с. Кинель-Черкассы за счет средств областного бюджета в сумме 6945,1 тыс.рублей.

В случае реализации экологических обязательств предприятиями по внедрению современных воздухоочистных технологий, оборудования и более совершенных методов очистки сточных вод и малоотходных сточных технологий в 2021 году по сравнению с 2017 годом выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников могут сократиться по базовому варианту прогноза на 6,3%. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по району в 2021 году к уровню 2017 году сократится на 6,6%.

Прогноз демографических показателей на 2019 – 2021 годы учитывает реализацию мер в сфере народонаселения, в том числе направленных на достижение национальных целей в сфере демографии, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года.

Кроме того, на развитие ситуации в сфере народонаселения окажут влияние следующие основные факторы:

- изменение возрастной структуры женщин: продолжится ежегодное снижение численности женщин в наиболее активных репродуктивных возрастах 20-29 лет, что будет сдерживать рост рождаемости, также учитывается тенденция откладывания рождения первых детей на более поздние возраста;

- сохранение относительно высокой доли вторых и более рождений в семьях, на что окажет влияние предоставление мер материальной поддержки семьям с детьми на федеральном и региональном уровнях, в том числе единовременная денежная выплата (семейный капитал) при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей, ежемесячные денежные выплаты семьям при рождении третьего и каждого последующего ребенка до достижения ими возраста трех лет, поддержка студенческих семей, имеющих детей, реализация льготных ипотечных программ;

- дальнейшее усиление тенденции старения граждан и ухудшение возрастной структуры населения: продолжится увеличение численности граждан пожилых возрастов и сокращение численности населения трудоспособного возраста, что обуславливает некоторое увеличение общей смертности граждан. При этом меры по сохранению здоровья и сокращению смертности, прежде всего, граждан трудоспособного возраста, а также младенческого и детских возрастов будут способствовать росту показателя ожидаемой продолжительности жизни граждан.

В результате действия этих факторов по базовому варианту развития прогнозируется небольшое увеличение показателя рождаемости до 11,8 промилле в 2021 году против 11,7 промилле в 2017 году. Общий коэффициент смертности к 2021 году увеличится, и будет находиться в пределах 16,8– 17,9 промилле.

Миграционная убыль по базовому варианту развития на протяжении всего прогнозного периода будет увеличиваться и в 2021 году составит -121 человек против миграционной прибыли +16 человек в 2017 году. Численность населения на протяжении всего прогнозного периода  будет сокращаться и в 2021 году в среднегодовом выражении может составить 43,058 тыс. человек (на 1,320 тыс. человек меньше, чем в 2017 году или на 3,0 %).

В возрастной структуре населения продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста, их доля в 2021 году составит 55,5% от общей численности населения против 56,2% в 2017 году. Увеличатся доли детей и подростков с 17,6% в 2017 году до 17,8% в 2021 году, лиц старше трудоспособного возраста – с 26,2% до 26,7% соответственно.

Общая демографическая нагрузка на трудоспособное население будет расти и в 2021 году достигнет 803 человека нетрудоспособного возраста на тысячу человек трудоспособного возраста, что на 24 человек больше, чем в 2017 году.

Ситуация в сфере занятости населения Кинель-Черкасского района в 2019 – 2021 годах, будет определяться демографическими процессами, а именно: сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, ухудшением возрастной структуры населения, динамикой инвестиционной активности, темпами экономического роста. Частично компенсировать эти процессы удастся за счет:

- увеличения экономической активности населения в отдельных возрастных категориях;

- необходимости повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест;

- развития малого и среднего предпринимательства на территории Кинель-Черкасского района в рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на 2016 -2021 годы»;

- эффективности реализации мер по содействию занятости населения района, в том числе предусматривающих сокращение неформальной занятости и повышение экономической активности населения, незадействованного в трудовой сфере. Продолжится активное участие района в реализации Ведомственной целевой программы по содействию занятости населения, а также дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда, включая  меры по организации временной занятости. 

С учетом изложенных факторов и заданного макроэкономического сценария на протяжении всего предстоящего периода прогнозируются следующие тенденции:

численность занятых в экономике района в 2019 году по сравнению с 2017 годом по базовому варианту снизится на 3,7%, за весь прогнозный период (2021 год к 2017 году) снижение составит 4,4%.

Уровень общей безработицы в прогнозном периоде к 2021 году по базовому варианту составит 0,8%.

Прогноз развития социальной сферы Кинель-Черкасского района на 2019-2021 годы разработан по следующим направлениям деятельности: образование, культура, физическая культура и спорт, социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СОНКО). Прогноз ориентирован на доступность получения населением гарантированных социальных услуг, повышение их качества.

В прогнозируемом периоде обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями увеличится по базовому варианту до 938 мест на 1000 детей в возрасте 3-6 лет в связи с реконструкцией здания детского сада «Родничок» в с. Кротовка Кинель-Черкасского района (расширение с 4 групп до 6 групп) и капитальным ремонтом детского сада «Колосок» в с. Кинель-Черкассы (120 мест); запланировано увеличение показателя «Охват дополнительным образованием детей в возрасте 5 - 18 лет» до 93,1%.

Продолжится работа  по улучшению материально-технической базы учреждений здравоохранения района, а также по обеспечению врачебными кадрами и средним медицинским персоналом.

В прогнозируемый период планируется провести ремонт 5 культурно-досуговых учреждений, что будет способствовать росту численности участников в проводимых культурно-досуговых мероприятиях. Количество посещений социокультурных мероприятий на 1000 чел. населения к 2021 году по базовому варианту развития возрастет до5427 посещений.

Развитие физической культуры и спорта в Кинель-Черкасском районе в прогнозируемый период будет осуществляться в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Комплексные меры по развитию  физической культуры и спорта Кинель-Черкасского района Самарской области» на 2016-2021 годы, основной целью которой является создание условий для развития физической культуры и спорта в Кинель-Черкасском районе путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по базовому варианту к  2021 году планируется увеличить до 40,4%.

В 2021 году количество непосредственных участников мероприятий, проведенных СОНКО, по базовому варианту увеличится до 5431 человека, количества благополучателей в результате мероприятий, проведенных СОНКО до 5819 человек.

 

Консервативный вариант прогноза

Консервативный вариант предусматривает развитие экономики района с учетом большей зависимости от процессов, происходящих в российской экономике, а также экономики Самарской области. Консервативный вариант прогноза в отличие от базового варианта исходит из более существенного ослабления курса национальной валюты, снижения среднегодовых цен на нефть.

По консервативному варианту будет наблюдаться сдержанная динамика развития в промышленности, на которое могут  влиять следующие факторы:

недостаточный объем инвестиций в основной капитал;

недостаточный уровень платежеспособного спроса на продукцию региональных производителей со стороны основных потребителей – населения и отраслей промышленности;

замедление динамики роста производства сырьевой базы;

низкая степень загрузки производственных мощностей вследствие недостаточной покупательской активности населения.

Индекс промышленного производства может составить в 2019 году – 100,0%,в 2020 году – 100,3%, в 2021 году – 100,6%. В целом за период 2019 – 2021 годов объем промышленного производства Кинель-Черкасского района может увеличиться на 1,0%.

По консервативному варианту прогноза вследствие сдержанного платежеспособного спроса населения на продукты питания, высокого уровня цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в отрасли, закупочных цен на импортную технику и оборудование, ограничений в привлечении инвестиционных кредитов и кредитов на осуществление текущей деятельности, а также с учетом возможных природно-климатических факторов риска (аномальные погодные условия) объем производства сельскохозяйственной продукции в 2019 году по сравнению с предыдущим годом может составить 99,0% в сопоставимых ценах. В последующие годы предполагается сохранение инерционных темпов роста в аграрном секторе экономики района. Индекс физического объема валового выпуска сельского хозяйства в 2020 году составит 101,3%, в 2020 году – 101,1%. В целом за период 2018 – 2021 годов объем производства продукции сельского хозяйства может увеличиться на 2,1% в сопоставимых ценах. По консервативному варианту прогноза индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 году составит 100,8% (4001,1 млн.рублей), в 2020 году – 101,5% (4256,1 млн.рублей), в 2021 году – 102,3% (4554,2 млн.рублей);

В среднесрочной перспективе оборот малых предприятий в 2021 году в действующих ценах по консервативному варианту увеличится на 15,9 % к уровню 2017 года.

В прогнозном периоде ожидается меньший, чем по базовому варианту рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, которая может увеличиться по консервативному варианту на 23,3 %.

Консервативный вариант развития предусматривает незначительный потребительский спрос, обусловленный замедлением роста потребительского кредитования и низким потенциалом дальнейшего снижения нормы сбережений, а также достаточно сдержанным ростом доходов населения. В 2019 году оборот розничной торговли может составить 2575,5 млн. рублей (рост в физическом объеме к 2018 году 102,1%). В 2021 году по сравнению с 2017 годом прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 12,4%.

По консервативному варианту развитие демографических процессов и ситуация в сфере занятости и на рынке труда будет развиваться аналогично базовому варианту прогноза.

В социальной сфере в прогнозируемом периоде по консервативному варианту развития обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями по консервативному варианту развития увеличится до 920 мест на 1000 детей в возрасте 3-6 лет; показатель «Охват дополнительным образованием детей в возрасте 5 - 18 лет» до 92,6%.Количество посещений социокультурных мероприятий на 1000 чел. населения к 2021 году возрастет до5245 посещений. Долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 2021года планируется увеличить до 40,2%.В 2021 году количество непосредственных участников мероприятий, проведенных СОНКО, по консервативному варианту увеличится до 5316 человек, количество благополучателей в результате мероприятий, проведенных СОНКО, до 5796 человек.

 

Целевой вариант развития

Целевой вариант развития в отличие от базового варианта характеризуется более высокими темпами экономического роста, обусловленными значительным улучшением бизнес климата, и, как следствие, существенным повышением инвестиционной активности и увеличением объемов инвестиций в расширение производства, а также относительно высоким ростом потребления.

Росту промышленного производства будет способствовать реализация инвестиционных проектов на предприятиях района, направленных на техническое перевооружение и обновление уже имеющегося оборудования, увеличение производственных мощностей, повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента выпускаемой продукции, а также открытие новых производств.

При реализации целевого варианта развития индекс промышленного производства в 2019 году может составить 103,2% к уровню предыдущего года, в 2020 году – 103,1 %, в 2021 году – 103,1%. Рост промышленного производства в 2021 году относительно 2019 года оценивается на уровне 109,7%.

Целевой вариант предполагает развитие аграрного сектора в условиях активизации сельскохозяйственных товаропроизводителей, реагирующих на меры поддержки со стороны государства, направленные на ускорение процессов по импортозамещению и повышение финансовой устойчивости предприятий АПК. Проводимая аграрная политика в прогнозном периоде будет способствовать росту интенсификации производства, применению инновационных, ресурсосберегающих и биотехнологий, реализации крупных инвестиционных проектов, модернизации социальной и инженерной инфраструктуры на селе, что окажет влияние на количественный и качественный выпуск товаров агропромышленного комплекса.

По данному варианту объемы производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2019 году могут увеличиться по сравнению с предыдущим годом на 2,6%, в 2020 году – на 3,0%, в 2021 году – на 2,5%, в целом за период 2018 – 2021 годов – на 9,1%.

Развитие инвестиционной деятельности предусматривает значительный рост инвестиционной активности на территории района, основанный на наращивании экономического потенциала. По целевому варианту прогноза рост инвестиций составит: в 2019 году – на 5,5% к предыдущему году (4179,7 млн.рублей), в 2020 году – на 6,5% (4656,2 млн.рублей), в 2021 году – на 8,5% (5274,2 млн.рублей).

В среднесрочной перспективе оборот малых предприятий в 2021 году в действующих ценах по целевому варианту увеличится на 30,8%.

С учетом прогнозируемых темпов экономического развития района, планируемой индексации оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, ростом пенсионного обеспечения граждан, а также стабилизации темпов потребительской инфляции рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы может увеличиться по целевому варианту на 31,4%.

Целевой вариант предполагает ускоренное развитие экономики, улучшение и стабилизацию ситуации по сравнению с предыдущими вариантами, предусматривающий расширение потребительского кредитования при среднем уровне инфляции, укрепление рубля, более быстрое восстановление реальных располагаемых доходов населения и снижение нормы сбережения в результате более высокой потребительской уверенности населения. В 2019 году оборот розничной торговли увеличится на 5% к уровню предыдущего года. В 2019 – 2021 годах среднегодовой темп роста показателя составит 104,8%. В 2021 году по сравнению с 2017 годом оборот розничной торговли может увеличиться на 20,9%.

В связи с сохранением благоприятных тенденций в естественном воспроизводстве населения за счет более эффективной реализации мер демографической политики и увеличения миграционного прироста темп роста среднегодовой численности населения на протяжении всего прогнозного периода по целевому варианту развития будет снижаться менее интенсивно и в 2021 году может составить 43,455 тыс. человек – на 2,1% меньше, чем в 2017 году.

По целевому варианту развития прогнозируется увеличение показателя рождаемости до 12,4 промилле в 2021 году против 11,7 промилле в 2017 году. Общий коэффициент смертности снизится до 16,4 промилле в 2021 году против 17,1 промилле в 2017 году. Миграционный прирост может составить + 37 человек.

В возрастной структуре населения по целевому варианту развития продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста, их доля в 2021 году составит 55,7% от общей численности населения против 56,2% в 2017 году. Увеличится численность детей и подростков с 17,6% в 2017 году до 17,9% в 2021 году, а лиц старше трудоспособного возраста увеличится с 26,2% до 26,4% соответственно. Это приведет к росту демографической нагрузки на трудоспособное население до 795 человек нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста в 2021 году, что на 16 человек больше, чем в 2017 году.

Численность занятых в экономике района в 2019 году по сравнению с 2017 годом по целевому варианту снизится на 3,2%, за весь прогнозный период (2021 год к 2017 году) – по целевому варианту снижение также составит 3,2%.

Уровень общей безработицы в прогнозном периоде к 2021 году по целевому варианту составит 0,7%.

В социальной сфере в прогнозируемом периоде по целевому варианту развития обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями увеличится до 961 мест, запланировано увеличение показателя «Охват дополнительным образованием детей в возрасте 5 - 18 лет» до 94,2%.Количество посещений социокультурных мероприятий на 1000 чел. населения к 2021 году возрастет  до5598 посещений.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 2021года планируется увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 44,9%.

В 2021 году количество непосредственных участников мероприятий, проведенных СОНКО по целевому варианту развития увеличится до 5547 человек, количество благополучателей в результате мероприятий, проведенных СОНКО, до 6016 человек.

 

24 декабря 2018 г.